О соблюдении поста.

Великий пост.

  Время поста — это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор.6, 2.). Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для нее время. Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу.

Великий пост – самый длительный и строгий из всех многодневных постов, он длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них – первая и последняя, Страстная. Великий пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.

В этот пост рыбу можно вкушать только два раза – в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля)

и Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи).

Для беременных или кормящих женщин, старых или больных, а также занятых тяжелым трудом Устав предусматривает некоторые ослабления строгости поста. В тех случаях, когда по болезни христианин не может соблюдать обычные нормы длительного поста, то пусть сделает в этом отношении все что сможет. Например, откажется от сладостей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет подбирать пищу так, что бы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням и т.п. Словом, в той или иной мере приобщиться к посту. Устав облегчает пост и для людей, находящихся в пути и вынужденных питаться той пищей, которою они могут получить в дороге (к ним можно отнести людей, находящихся в больницах, тюрьмах и вынужденных работать на работе и не имеющих возможности приносить с собой постную пищу). Всем же остальным необходимо соблюдать посты в соответствии с Уставом и благословением духовника.

Пост касается и супружеской жизни. В отношении длительных постов, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготиться им, теряя от воздержания свой душевный мир. Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрения. По заповеди апостола Павла супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста. В таком случае нужно грех заглаждать покаянием и молить Господа, чтоб Он вложил в сердце второй половины желание целомудренной жизни.

Но будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении

сердца через усиленную молитву? Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены.

Прп. Варсонуфий Великий говорит:«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний как бы хотел). О том же говорит и свт. Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело». Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться воздержанием от всяких развлечений, ограждением от всяких развлечений, ограждением себя  от ненужной информации и т.п.

Как и для всякой добродетели, для поста также нужна рассудительность. Как пишет архиепископ Варлаам (Ряшенцев), «изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой неделе Великого поста. Больную  плоть нечего распинать, а надо поддерживать». Всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы. Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей.